В Санкт-Петербурге в рамках всероссийской забастовки таксистов прошло согласованное публичное мероприятие - митинг водителей такси. К сожалению, на митинге не присутствовали ни представители агрегаторов, ни законодательной власти, ни общественного транспорта - иначе говоря, других заинтересованных лиц. Общее количество участников едва ли достигало пятьдесят человек при заявленных пятиста.
Чего добиваются протестующие?
Основные требования участников митинга - определение стоимости поездки по таксометру, снижение размера комиссионного вознаграждения служб заказа такси, введение обязательной аттестации водителей, ужесточение контроля за соблюдением трудового и миграционного законодательства.
Суть проблемы
Сегодня основные игроки рынка таксомоторных услуг в России - это агрегаторы, выступающие посредником между водителем и пассажиром. Фактически, они предоставляют только информационные услуги и практически не несут ответственности в случае происшествий. Стать партнером агрегатора может как юридическое лицо, так и физическое, обладающее статусом индивидуального предпринимателя.
Важно отметить, что работа в такси для многих является не единственной, а всего лишь подработкой на несколько часов в день. Такие водители не обращаются за получением статуса ИП в налоговую инспекцию, а пользуются услугой еще одного посредника - таксопарка, часто существующего только на бумаге.
Агрегатор, в свою очередь, не проверяет водителей таких таксопарков на наличие российского водительского удостоверения, не проводит медицинский осмотр перед выходом на линию и не в состоянии отследить конкретного исполнителя заказа. Помимо возрастающих рисков для пассажира, при этом происходит также увеличение размера итоговой отчисляемой комиссии для водителя. На данный момент комиссия агрегатора может составлять от 10-20 процентов (такси Болт) почти до 30 процентов (Яндекс такси), к которой добавляется комиссия таксопарка.
Справедливы ли требовния протестующих?
Несмотря на многочисленные заявления митингующих о невыгодности для большинства водителей подобных расценок, количество владельцев автотранспорта, ищущих быстрого заработка, с каждым годом только растёт.
Мониторинг чатов мессенджера Telegram, созданных для общения водителей, поддерживающих акцию Бойкот-2019, наглядно демонстрирует: в рядах протестующих нет понимания, за чьи права они борются и какова общая концепция их действий. Однако, общее стремление участников акции - устранение конкурентов, которых они видят прежде всего, в «подработчиках» и мигрантах.
Из переписки, размещенной ниже, видно, что водитель, для которого работа в такси является, судя по всему, основным источником дохода, презрительно отзывается о тех, для кого извоз всего лишь подработка. Действительно, на линию в свободное время выходят не профессионалы, идеально знающие город, а обычные люди, имеющие авто, навигатор и желание пополнить свой бюджет дополнительным заработком.
На митинге от лица водителей также прозвучали слова о том, что поскольку нет специальных учебных заведений для обучения работе в такси, то «за рулем может находиться любой идиот». Пренебрежительное отношение к рядовым участникам дорожного движения является одной из характерных черт таксиста, набивающего себе цену.
Ещё одним ярким примером разобщенности (а может быть и хитрого умысла) стало привлечение к бойкотированию заказов таксистов-мигрантов. Звучали громкие слова о братстве народов, был выбран красивый лозунг «Брат за брата», даже изготовлены наклейки на автомобили, пропагандирующие эту идею.
На деле оказалось, что российские водители вовсе не так дружелюбно настроены и старательно хотят избавиться от конкурентов. При подготовке документов для получения разрешения на проведение митинга в Санкт-Петербурге инициативная группа прямо внесла в качестве одного из вопросов повестки пункт о запрете принимать на работу в такси лиц, не имеющих гражданства Российской Федерации, а также водительского удостоверения, полученного на территории РФ.
Реакция последовала незамедлительно, национальные пласты всколыхнулись, понимая, что их просто используют в качестве бесправной массы.
Резонно, что среди немногочисленных участников митинга сегодня не были замечены представители иных национальностей.
Прозвучавшие на митинге слова о том, что водитель имеет право знать конечную точку маршрута, безусловно верны. А вот использование таксометра дает необычайную возможность для манипуляций с продолжительностью маршрута, особенно, если пассажир задремал на заднем сиденье или не ориентируется в городе. На кого должна быть возложена ответственность за выбор оптимального маршрута? Эти вопросы митингующие водители стараются не затрагивать.
Высказанное предложение о создании профсоюза трудно реализуемо, поскольку таксисты официально не состоят в трудовых отношениях с агрегатором и вынуждены доказывать это в суде.
Выводы
Разбирая причины недовольства таксистов своей работой, можно подметить тенденцию - в большинстве своём эти люди не владеют какими-либо специальными знаниями и навыками. На самом деле они не стремятся профессионально вырасти и перейти на иной уровень обслуживания пассажиров - например, в известные сервисы личных водителей, где от человека за рулем требуется безупречное выполнение стандартов обслуживания. Такая работа щедро оплачивается пассажиром и дает возможность водителю зарабатывать в месяц от 170 тысяч рублей в Санкт-Петербурге и от 190 тысяч в Москве.
Многие таксисты до сих помнят времена, когда автомобиль считался не средством передвижения, а роскошью, и крутить баранку считалось довольно почетным занятием. Клиенты торговались у машины, а таксисты выбирали, кого им везти и кому отказывать.
В попытках романтизировать свою профессию они напоминают бортпроводниц, от которых тоже не требуется, в общем-то, ничего сверхъестественного - приветливость, стрессоустойчивость, физическое здоровье, минимальное знание иностранного языка. Требования, одинаково применимые практически к любой профессии в сфере услуг.
Труд таксиста сейчас донельзя упрощен агрегаторами и цифровыми платформами, с помощью которых водителю не приходится подолгу ждать заявки, а пассажиру обзванивать разные таксопарки в поиске свободной машины. И поэтому желание вернуться к системе разрозненных диспетчерских служб, прозвучавшее на митинге, сходно с нежеланием крестьян с мотыгами пускать на свое поле тракториста, способного заменить сотню работников ручного труда.
Сфера такси претерпевает все изменения, свойственные рынку, а с приходом в человеческую жизнь инновационных средств передвижения в виде беспилотных автомобилей, потребность в таксистах может и вовсе отпасть.
Что же касается участников сегодняшнего митинга - за время акции протеста пассажиров перевозили их конкуренты из стран ближнего зарубежья и дальновидные россияне.
«Гильдия извозчиков» ярко продемонстрировала свою несостоятельность как единого организма, неспособного договориться внутри своей структуры.
В целом, данная акция слегка не дотянула до лучшей формы протеста современной России - одиночного пикета.