Статьи

Мотивация бойца

17 ноября 2017 08:49
Мотивация бойца
Фото

 

        «КОИ НО ТАКИНОБОРИ» переводится с японского, как «карп, плывущий вверх по водопаду», и подразумевается, что только смерть может остановить карпа, плывущего на нерест вверх по течению. Это выражало состояние духа самурая, который уясняет свою цель,и только смерть может его остановить в движении к ней. При всей средневековой пате¬тике это короткое выражение очень ёмко отражает состояние духа опытного бойца.

Крайне важно с первого занятия формировать жёсткие конкретные цели стратегического характера. Причём физическая, техническая и психологическая подготовки должны взаимопересекаться, компенсируя при необходимости недо¬работки друг друга. Чтобы пояснить свою мысль, приведу пример:

Отжимание на кулаках

1. Физическая часть — специальное физическое упражне¬ние для укрепления плечевого пояса и ударной поверхности кулака.

2. Техническая часть — упражнение, имитирующее прямой удар рукой. Обратить внимание на положение локтей (прижатые), правильный (примерно 45°) разворот кулака, прямая спина, жёсткое ударное дыхание.

3. Психологическая часть — упражнение, развивающее выносливость, традиционно выполняется максимальное количество + еще один раз, несет элемент преодоления, который обучаемый в состоянии оценить субъективно.

Психологическая подготовка кои в состоянии компенсировать недостатки индивидуальной техники и физической готовности. Дело в том, что, опираясь на последние исследования, можно с уверенностью сказать, что максимальные энергозатраты у человека связаны с интеллектуальной, а не с мышечной деятельностью. Это наводит на мысль о перераспре¬делении энергии путем психологического тренинга. Многие специалисты в прикладных — боевых дисциплинах подтверждают особую трудность нейтрализации наркоманов, алко¬голиков и душевнобольных минимум по трем причинам:

1. Нечувствительность (этих целей) к боли.

2. Удивительные всплески физической силы.

3. Неудержимое стремление к выбранной цели.

Эти наблюдения предполагают, что при искусственном или болезненном ограничении ментальной деятельности че¬ловек приобретает, хотя и импульсивно, уникальные физические качества, совершенно не соизмеримые с его субъек¬тивными физическими характеристиками.

Цель всей психологической подготовки — это умение уп¬равлять своим психическим состоянием, способность акцен¬тировать тактические цели путем выделения главного из об¬щего, делая это рефлекторно.

На Востоке первый и главный девиз для воина: «Опустоши себя».

Говоря современным языком, боец не должен думать во время схватки, оставив свой разум пустым. Только в этом случае энергия, не потраченная на интеллектуальные процессы, может быть перераспределена на физический уровень, а отсутствующее сознание не будет иметь возможности субъективно ошибаться, оставляя воину органы чувств, объек¬тивное восприятие и неосознанное реагирование.

Схематично психологическая сторона тренинга выглядит так:

— осмысление полученного задания;

— идеомоторное моделирование движения;

— физическое воспроизведение;

— многократное повторение;

— постановка тех. действия с учётом тактических ввод¬ных;

— завершение тренинга — рефлекторное, неосознанное воспроизведение;

— тех. действия по команде либо как реакция на типич¬ный раздражитель.

Психическая деятельность опытного бойца сводится к опознанию типичных раздражителей и типичной реакции на них без эмоциональной окраски действия. Такое состояние называется «не присутствие», боец ментально отсутствует в процессе борьбы, в ней участвует лишь его комплекс раздражители — реакция. Это позволяет объективно воспри¬нимать обстановку, не анализируя ее, а лишь типично реагируя на ее изменения. Подобное состояние достигается лишь продолжительным тренингом и совершенно невозможно без реального прикладного опыта.

Боевой опыт является главной и завершающей стадией психологического тренинга. На начальных этапах формирования бойца подобный эффект невозможен. Для повышения боевых качеств следует использовать внутренние раздражители, отключающие сознательную деятельность. Дело в том, что в сознании человека доминирующую роль играет ин¬стинкт самосохранения, это безусловный инстинкт, заложенный изначально, а не приобретённый под воздействием внешних условий. Реакция, вызванная этим инстинктом, может быть настолько сильна, что способна вызвать необратимые физические и психические нарушения, не будь у психики системы защиты. При пике возбуждения срабатывает механизм охранительного торможения, человек перестает воспри¬нимать окружающее как реальную действительность. Если взглянуть в прошлое, то каждый вспомнит состояния: «как во сне»; «не помню, как оказался»; «откуда силы взялись». Отключившись на пике возбуждения, психика проявлялась в виде рефлекторных действий без осмысления происходя¬щего.

В начале обучения для управления психикой и её отклю¬чением следует использовать два раздражителя: страх и ярость. Несмотря на свою непохожесть, эти чувства вызывают сход¬ные психические состояния. Крайне важно довести психику до пика возбуждения, что, в свою очередь, позволяет перейти на рефлекторный уровень восприятия действительности. Страх и ярость вызывают стрессовые состояния, которые сами по себе негативны, т. к. могут вызвать скованность и повы¬шенные энергозатраты, поэтому в процессе обучения инструктор должен наращивать количество спаррингов, что, в свою очередь, позволяет накопить опыт управления психи¬кой.

Для управления психикой можно использовать методику «минимизации побудительного мотива». Приведу пример: мой вес 95 кг, занимаюсь каратэ более 20 лет и достаточно агрессивный человек, сориентированный на атакующий стиль поведения. Представим, что произошло столкновение в ог-раниченном пространстве с агрессивно настроенным мужчиной около 150 кг и явно спортивной внешности. Что я буду ощущать? Избежать поединка невозможно. Моя стереотипная агрессия подсознательно ослабляется чувством самосохранения, поэтому привычный настрой на «победу любой ценой» может вызвать внутреннее противоречие, а любое сомнение в бою — губительно. Любая суперзадача (например, полная победа) вызывает подсознательные про¬тиворечия, попытки оценки своих и чужих шансов на успех, что недопустимо! Чтобы избежать этих негативных размыш¬лений, следует минимизировать стратегическую цель. Не победа, а, скажем, привычное, конкретное техническое дей¬ствие, в результативности которого я уверен. В моем случае это «тейсо» в подбородок. Учитывая большой прикладной опыт, подсознательно уверен в успехе этого приема; и, если он пройдет, дальнейшие мои действия будут подчинены ди¬намике боя, и навряд ли я буду о чём-то размышлять, а значит, мои действия будут носить рефлекторный характер.

Минимизация побудительного мотива целесообразна прежде всего в начале поединка. Задача, стоящая перед бой¬цом, должна сводиться от абстрактной победы к выполнению конкретного, хорошо знакомого, апробированного, технического действия, это придаст спортсмену раскованность, что очень важно. Победа из первичной задачи становится вторичной, это снижает негативную составляющую чувства ответственности, нейтрализуя комплекс самооценки и пре¬образуя бойца в «биомеханизм» по воплощению на практике предварительных наработок. Исходя из этих психологичес¬ких установок, утверждаю, что бойцу необходимо иметь ко¬ронные удары и связки.

Победа в бою в большей мере зависит от правильно сфор¬мированной мотивации. Психология бойца, способы самоуправления крайне важны как для боевого использования, так и для спорта. Наиболее значительным материалом в этой области является японский средневековый трактат «Хагакурэ», известный, как «Бусидо», или «Путь воина». Он практически полностью посвящен психологической подготовке бойца, что ещё раз подтверждает главенствующую роль психо¬логии в тренировочном процессе.

Игорь Кулагин
Популярное