Взяв в руки нож, боец тем самым формирует особую «поражающую» структуру, организует «разящее» пространство. Однако при ведении «линейного» и «кругового» боя, это пространство организуется по-разному.
Фехтовальщик создаёт вокруг себя своеобразный боевой «кокон». Вытянутая рука острием клинка очерчивает его внешнюю границу. Внутренняя граница «кокона» зависит от того, на каком расстоянии от себя фехтовальщик ещё способен применять своё оружие. Между внешней и внутренней границами боевого «кокона» заключена «зона поражения» – пространство, в котором клинок встречает противника. Но использование фехтовальной техники в ближнем бою приводит ещё и к возникновению так называемой «мёртвой зоны». Это та часть пространства внутри «кокона», где фехтование невозможно или затруднено. Вспомните: когда боксёры сходятся в клинче, рефери останавливает поединок и разводит соперников. На короткой дистанции техника боксирования, которая тоже, по существу, является «фехтовальной», фыстро теряет эффективность.
Противник, проникая сквозь внешнюю границу боевого «кокона», попадает в зону поражения. Схватку боец-фехтовальщик ведёт таким образом, чтобы удержать противника в границах этой зоны, но ни в коем случае не допустить его в «мёртвую зону». Все попытки проникнуть глубже немедленно пресекаются. Противник либо выталкивается обратно в «зону поражения», либо боец сам отступает ровно настолько, чтобы противник опять оказался в поражаемом пространстве.
При ведении боя с одним противником фехтовальная техника применяется практически без ограничений. Однако работа против нескольких противников сразу обнаруживает прорехи в такой организации «разящего» пространства. Исполняя роль защитной оболочки, боевой «кокон» оказывается слишком велик. Боец не в состоянии каждое мгновение одинаково надёжно контролировать «нарушение границ» по всей поверхности «кокона». А противники, как назло, лезут отовсюду. Укол в одну сторону, парирование в противоположную... Плотность «разящего» пространства катастрофически падает, защитная оболочка расползается на глазах. Это уже не боевой «кокон», а, скорее решето. В своём стремлении всё время находиться лицом к противнику фехтовальщик обречён на постоянную смену позиций. Он, как флюгер, крутится по воле ветра.
Боец, ведущий «круговой бой» организует «разящее» пространство принципиально иначе. Классическая фехтовальная «зона поражения» сжимается, уплотняется, становится не больше футбольного мяча. На её месте остаётся «контролируемая зона». До любой точки этой зоны боец легко дотягивается рукой или клинком. А что же «зона поражения»? Она перестаёт исполнять роль защитной оболочки, она уже не окутывает бойца «коконом». Это уже даже не «зона». Теперь это сгусток разящей энергии, который создаётся кистевыми движениями руки, удерживающей боевой нож. У бойца появляется своего рода сферическая фреза, которую он практически всегда держит перед собой. Теперь он не отталкивает приблизившегося противника, не шарахается от него, а, наоборот, затягивает, «всасывает» его. Противник захватывается в «контролируемой зоне» и подтягивается прямо под боевые грани такой ручной фрезы. Подобная работа, как бы это кроваво ни звучало, строится по принципу действия мясорубки. Шнековый винт затягивает полуфабрикаты внутрь и неумолимо увлекает прямо под непрерывно вращающиеся ножи. Пока очередной противник проворачивается через «мясорубку», боец использует его в качестве щита, а затем берётся за следующего. Он уже не стремится защищать «контролируемую зону» от проникновения, а «мёртвой зоны» и вовсе нет – кто успел подобраться поближе, тот и раньше под нож попадёт.
Таким образом, характер действий воина в ближнем бою целиком определяется принципами принятой структурной и динамической организации пространства боя. Бойцы, предпочитающие традиционную фехтовальную технику, неизменно оказываются в стихии «челночного» боя. Те же, кто использует «циклическую» технику рукопашной схватки, раскручивают вокруг себя вихри «кругового» боя.